Зерновые культуры которые выращивали восточные славяне

Зерновые культуры которые выращивали восточные славяне

Зерновые культуры которые выращивали восточные славяне

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда

При освоении людьми новых жизненных пространств, в бытовой жизнедеятельности в целом и в подсечно-огневом методе ведения земледелия в частности, ключевую роль играл топор. При помощи топора и огня расчищалось от деревьев и прочей растительности новое поле для распашки.

Среди инструментов для рыхления и перекапывания земли славянами широко использовались мотыга, заступ и лопата. Наиболее широкое применение эти ручные орудия труда получили в огородничестве.

Поля с достаточно большой площадью земли рыхлили с помощью тягловых орудий пахоты — рала, сохи (польск. Socha), или плуга. Для ведения такого вида работ славяне привлекали волов или лошадей.

Традиционно сбор урожая зерновых культур славянами осуществлялся посредством жатвы серпом (польск. Sierp). О жатве серпом сообщают древнерусские письменные источники начала XIII века, она изображена на миниатюрах и фресках.

Кошение при уборке урожая зерновых культур начало применяться только в XVIII веке в связи с изданием Петром I указа «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами» . Но даже после издания указа коса не смогла занять место серпа в сельском хозяйстве, где серп не только применялся, но и продолжил конструктивно дорабатываться вплоть до середины XX века. Кошение косой осуществлялось преимущественно во время сенокошения, что отражено в термине.

Пучки колосьев вязали в снопы, молотили цепами (польск. Cep).

Культурные растения

Основными земледельческими культурами были пшеница (польск. Pszenica), рожь (жито), ячмень (польск. Jęczmień), овес (польск. Owies), из которых славяне пекли хлеб (польск. Chleb, в т.ч. и ритуальный каравай) и блины, а также делали каши (польск. Kasza). Также выращивали капусту (польск. Kapusta), горох (польск.

Примечания

Картина русского художника-передвижника

Иванова С.В. «Жилье восточных славян», 1909 г.

Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озер в местах, пригодных для земледелия – их основного занятия. Носило оно первоначально экстенсивный характер. В степных и лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали ее до истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем не восстановиться естественный травяной покров. Такая система земледелия носит название залежной.

В лесах же, где применялась

подсечная (подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, затем сжигали вместе с выкорчеванными пнями. Полученный удобренный участок, как и при залежной системе, использовали до истощения.

Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но известны просо, гречиха, ячмень. Выращивали лен, коноплю, а также овощные культуры – репу, редьку, лук, чеснок, капусту.

Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Разводили славяне крупный рогатый скот, свиней, коров, коз и птицу. А найденные при раскопках кости, подтверждают, что славяне разводили лошадей, мясо которых редко употребляли в пищу (их использовали, в основном, для верховой езды и как тягловую силу).

В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. Поэтому славяне охотились на кабана, медведя, лисицу, зайца. На охоту брали лук со стрелами и копье.

В реках ловили щуку, леща, сома и др. рыбу. Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетенными приспособлениями. Развитию рыболовства, конечно, способствовало, то обстоятельство, что славянские поселения располагались по берегам рек.

Подсобную роль в хозяйстве восточных славян играло бортничество – сбор меда диких пчел. Это был не просто сбор меда, но и уход за дуплами – «бортями», и даже их создание.

Земледелие на Руси

Удобная навигация по статье:

Земледелие Древней Руси

Исследователи быта восточных славян сходятся во мнении, что первыми, кто открыл земледелие были женщины. И именно поэтому культ земли этой этнической группы так тесно связан с женским полом. Согласно их мнению, вынося сор из жилья, люди заметили, что некоторые семена прорастают и начали их культивировать.

Однако, со временем это практичное занятие потребовало больших территорий. Для обеспечения этого мужчины начали расчищать и вскапывать соседние с домом участки, преобразовавшиеся позже в поля, на которых славянами выращивались лён, конопля, а также злаковые культуры, необходимые для приготовления пищи и быта.

Основные системы земледелия Древней Руси

В качестве преобладающий систем земледелия у восточных славян выступали перелог и подсечно-огневая системы. При этом, каждая из этих систем использовалась в определённых климатических и географических условиях. К примеру, подсечно-огневой системой по большей части пользовались в северных районах (например, в Тайге). Её основным отличием выступало то, что славяне сразу в первый год срубали на выбранном ровном участке все деревья и давали им полностью высохнуть. На следующий год древесина сжигалась, а земля перекапывалась, удобряясь с золой. Такое поле давало отличные урожаи несколько лет, после чего его покидали и переходили к другому участку.

А вот так называемый перелог использовался чаще всего в южных областях. Суть его заключалась в освобождении территории от сорняков и её обработки инструментами труда. При этом, действовал тот же принцип «отдыха земли», согласно которому земледельцы переходили на другие территории, оставляя обработанную землю на семь – десять лет. Позже, данный вариант земледелия также назывался пашенным земледелием и с успехом применялся в областях степных лесов.

Какие культуры выращивали на Руси?

Основные культуры, выращиваемые восточными славянами, также полностью зависели от географического положения. Так, в южных областях люди выращивали пшеницу, полбу, а также пшено и гречиху. А вот на севере подготовленные поля засевались яровой пшеницей, озимой рожью, простом, овсом и ячменём.

Со временем земледелие развивалось и уже скоро на территориях Древней Руси стали выращиваться не только злаковые культуры, но и овощи. Наши предки отдавали предпочтение морковке, свекле, брюкве, тыкве, репе и бобовым культурам. Естественно, всё, что выращивал этот народ, употреблялось им же в пищу или использовалось для обеспечения удобства и быта.

Например, коноплю и лён, использовали для производства обуви (лаптей) и тканей для одежд.

Орудия труда древнерусских земледельцев

В тот исторический период земледелие являлось тяжёлым физическим трудом. Поэтому не удивительно, что первые изобретения появились именно в этой сфере быта восточных славян. Ведь для организации быстрой и эффективной работы людям необходимо было орудие, некоторые из которых мы может наблюдать и сегодня у современных огородников и садоводов.

Фактически, от наличия таких орудий труда и зависел будущий урожай, а также его количество. В числе самых давних орудий труда славян:

Так как восточные славяне являлись язычниками, то большую часть их быта занимали ритуалы и различные обряды. Конечно же, не могли традиции обойти стороной и такую важную часть как земледелие. Люди верили, что правильно проведённый обряд мог задобрить богов и духов, что гарантировало им в будущем богатый урожай. Как правило, самые важные ритуалы проводились в период засева семян и сбора урожая.

Земледельческие ритуалы на Руси

К таким, например, относились и Масленичные обряды, которые проводились с 21 марта (день весеннего равноденствия) на Масленицу. Согласно традиции, каждый земледелец выносил во двор первый испечённый блин и клал его тёплым на сырую землю, что являлось подношением Яриле и Весне, а также ассоциировалось с прогревом замёрзшей земли-кормилицы солнечным теплом.

Ещё одним праздником, тесно связанным с выращиванием овощей и злаков являлся славянский праздник Красная горка, что означало в тот исторический период «красивую горку», то есть, украшенные первыми побегами растений холмы. Все посевы восточных славян по традиции обкатывались яйцом, посыпались костной мукой и заговаривались определёнными магическими заклинаниями, основной целью которых была охрана будущих урожаев от молний, града, засухи и болезней. Стоит отметить, что и в период христианской Руси, существовало немало песен, выполняющих аналогичные функции.

Каждый язычник считал землю под ногами живым существом и относился к ней так бережно, как мог, продолжая верить, что она чувствует его отношение и наградит его богатым урожаем, необходимым для пропитания и обмена с другими племенами. Трудно переоценить вклад наших предков в развитие земледелия. Как видите, современный человек всё ещё пользуется их инструментами и празднует их праздники, обрабатывая землю и ожидая больших урожаев.

Читать еще:  В каких условиях выращивать орхидеи в домашних условиях

Таблица: земледелие в Древней Руси

Земледелие в Древней Руси

aldanov

Сергей Алданов — дневник.

Слова, слова, слова.

Культурные растения на Руси.

В продолжение пред ыдущего поста несколько слов об освоениии культурных растений у нас.

Старый слой культурн ых растений , у восточн ых славян – просо, рожь, пшеница, ячмень, овес, горох, репа, лен, бобы.

Конечно, и среди них есть вариант ы более старых и новых освоений, так что говорить о необозримой древности в ряде случаев никак не приходится..

Взять хотя б отношения пшениц ы и ржи . У пшеницы история магистральная – культура очень старая, известная старейшим цивилизациям, история ее якоб ы достигает 10 тыс. лет Но для нас она, вероятно, новая, около V-VI вв. Наши предки ее позаимствовали, скорей всего, у готов, живших на юге Восточной Европ ы . К примеру, этимология слова хлеб выводится от готского предшественника Hlaifs.

А про рожь пишут вот что:

«Как культурное растение рожь (Secale cereale) гораздо моложе пшеницы. Вначале она была лишь полевым сорняком в посевах этой культуры в Юго-Западной Азии и Закавказье. При раскопках поселений в Ассирии, Вавилоне, Египте, Китае и Индии никаких следов культивирования ржи обнаружено не было. Но когда пшеницу стали расселять в Европу и Сибирь, где она часто вымерзала, ее более зимостойкий спутник-сорняк постепенно превратился в самостоятельную культуру. А дикие виды ржи (всего в этом роде насчитывается 13 видов) и в настоящее время произрастают в Иране, Афганистане и Закавказье как сорняки на полях». /С.В. Мельникова/.

Можно также прочесть, что римские авторы упоминали посевную рожь как незнакомый им злак, разводимый варварами. В этом качестве он появился в Центральной и Северной Европе давно, в какой-то период став заметным, а потом сильно уменьшил свое значение. «Средневековье мало что само изобрело и мало чем обогатило даже продовольственную флору. Рожь, например, — главное приобретение средних веков — к настоящему времени почти исчезла в Европе; это было лишь преходящее обогащение агрикультуры» Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., «Прогресс», 1992

Оно и понятней, в Западной Европе теплей, чем в Восточной, и можно пшеницу сеять, которая урожайней. Для Руси, однако, устройчивая к неблагоприятному климату рожь, которую можно сеять намного северней пшеницы, оказалась «ко двору».

Или вот про репу пишут, как о необыкновенно древней славянской культуре. Древняя она только относительно других овощей. А позаимствована у греков – (греческое «гара» — «быстрорастущая», оттуда и латинское слово, и славянские корни. Может, конечно, что заимствование непрямое, через болгар.
Боб ы освоены тоже не рано, примерно в VI-VIII вв.

Относительно нов ый слой культурных растений. Как ни парадоксально, но некоторые «старые культуры» Европ ы иногда будут достаточно новыми для России. К примеру, лук. О нем пишут «… в начале XII века, с берегов Дуная торговыми путями лук распространился на территорию Руси, где уже в скором времени возделывался очень широко». Но если лук новая культура для Руси, то чеснок тем более. Н.В. Терехина пишет, что чеснок в России известен с XVII в. Как баклажан, к примеру.

Некотор ые из культур , котор ые Европа понемногу осваивала в Средние века, б ыли якобы принесены в Россию из Византии с греческими священниками. Так, к апуста и свекла появились в Киевской Руси около XI в., и они упоминаются в «Изборнике» Святослава, ок. 1073 года. П римерно тогда же б ыла перенята от причерноморских греков гречиха , а в XIV веке, вероятно, б ыли освоен ы. огурцы и морковь . Тут вопрос ы – каков же был путь этих культур после монгольского разгрома? Или они все же появились ранее?

Для русских княжеств, более северных и требующих изменения технологии выращивания этих требовательных к теплу культур, сдвиг в освоении технологии в ыращивания овощей и гречихи составлял, вероятно, около одного-двух веков: гречиха в русских источниках упоминается с 1495 г., огурц ы с с 1528 г. В Московской Руси свекла появилась в XIV-XVII вв.

Возможно также, что огородничеством больше занимались тогда не в крестьянском хозяйстве, но в городах, причем заметным центром был Ростов Великий, условия которого (многоводье) не позволяли заниматься обычным земледелием (Милов 1998), но зато вполне успешно товарным производством овощей.

Ну и для комплекта этого обзора – арбузы и дыни получены, вероятно, в наследство от татар — в Нижнее Поволжье они завезен ы из Средней Азии в XV-XVI веках. То есть либо при татарах, либо во времена Грозного. Тогда же после завоевания Астрахани стал доступен для выращивания виноград, его пытались перенести даже к Москве. К новым культурам относится тыква (XVI век), перец острый (XVI век), перец овощной (конец XVI- начале XVII века), картофель — вторая половина XVIII века. Тут надо сказать спасибо матушке Екатерине — расширению посадок картофеля в России способствовал указ Сената (1765 г.). В Петербурге на Аптекарском огороде картофель начали выращивать с 1786 г. А помидор также проник в конце XVIII века, но его триумф был достигнут лишь в XIX. И цветная капуста лишь из XIX.
Подсолнечник стали выращивать, как декоративное растение, при Петре I, а настоящее значение он обрел в XIX веке — «в 1829 году крепостным крестьянином Д.С. Бочкаревым из слободы Алексеевка Бирючинского уезда Воронежская губернии впервые получено масло из семян подсолнечника». Кстати, пару слов о бесполезности науки в то время: «первое упоминание о возможности получения масла из семян подсолнечника появилось в 1779 году в «Академических известиях», издаваемых Российской Академией наук под названием: » О приготовлении масла из семян подсолнечника». А вот пресс академикам сделать уже было не по силам, крестьянин его изобрел.
Удивительно.

Итак:
Контакт ы с соседями поспособствовали украшению русского стола в X-XII вв. Правда, это был стол киевско-русский, а перенимали новое во Владимире, Москве, Ростове, Твери в течение некоторого времени, не очень быстро. Ч то еще интересно – прогресс в русском сельском хозяйстве шел и во времена, которые кажутся издали довольно темными — XVI век неожиданно в ыделился целым рядом освоенных культур. То есть это время развитие контактов, иногда насильственным путем, иногда через торговый обмен. Реформатор Алексей Михайлович много времени уделял садоводству и овощеводству, даже хлопчатник пытался освоить. Петр I великий, но бестолковый, для аграрного хозяства не сделал ничего. А вот Екатерина отметилась весьма достойно.

Восточные славяне

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Южнее Западной Двины

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Южнее реки Припять

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Читать еще:  Можно ли выращивать магнолию в домашних условиях?

Между Днестром и Южным Бугом

Территории вдоль реки Десны

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

1.1. Восточные славяне в древности

1.1. Восточные славяне в древности

Генезис и расселение

Из всего обилия научных концепций о происхождении восточных славян следует признать ведущей ту версию, что славянский этнос сложился к VI в. н. э. на Придунайской равнине в результате распада единой индоевропейской исторической общности. Примерно в то же время выделились три ветви славян: южная, западная и восточная. Южнославянские народы (сербы, черногорцы, болгары) сформировались впоследствии из тех славян, которые поселились на Балканском полуострове. Западные славяне заняли земли современных Польши, Чехии, Словении, частично Германии. Восточные славяне постепенно колонизировали огромные пространства между тремя морями – Черным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные русские, украинцы и белорусы.

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племен содержит летопись «Повесть временных лет»: от славян, «сидящих по Дунаю», племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел на каком месте». Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне, к северо-западу от Киева древляне; центром древлян был город Искоростень. Племена, занимавшие земли между Припятью и Западной Двиной, назывались дреговичами. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Часть кривичей «села» по Западной Двине в том месте, где в нее впадала река Полота, и получила название полочан. Радимичи осели вдоль реки Сож (приток Днепра), а вятичи – по Оке. Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, получили название ильменских словен; их главным городом был Новгород.

Уровень хозяйственного и общественного развития восточнославянских племен в значительной степени определялся природно-климатическими условиями. Для территории, занимаемой ими Восточно-Европейской равнины характерны континентальный климат, суровые зимы, недолгое, жаркое лето. Нередки засухи. Здесь отсутствуют естественные горные преграды пронизывающим северным ветрам. Пригодных для земледелия площадей было недостаточно. Две трети территории восточных славян было занято лесами. На юге располагались степи. И лесные, и степные почвы были малопригодны для возделывания сельскохозяйственных культур, на них трудно было получать в необходимом объеме устойчивые урожаи.

Основным занятием восточных славян было пашенное земледелие. На севере, где почти все пространство занимали леса, преобладала подсечно-огневая система, крайне трудоемкая. На небольших участках леса подсекали деревья и давали им засохнуть на корню. Затем сухостой, не вырубая, поджигали. Образовавшаяся при этом зола удобряла почву. Не выкорчевывая пней, славяне распахивали участки с помощью деревянной сохи. Такие делянки использовались не более 2–3 лет, так как почва настолько истощалась, что приходилось искать новые участки для земледелия.

В степной полосе использовалась система перелога. Сначала обрабатывался один участок земли, а после его истощения пахарь переходил, «перекладывался» на другой участок. Здесь раньше, чем в лесных районах, стали использовать при обработке пашни плуг.

Славяне возделывали зерновые культуры – просо, овес, ячмень, рожь. Из Византии были завезены пшеница и гречиха. Для получения растительного масла выращивались конопля и лен. Древнейшими огородными культурами восточных славян были бобовые – горох, собственно бобы, в южных районах – фасоль и чечевица, а также репа, лук и чеснок; позже славяне стали выращивать морковь, редьку, редис, свеклу, капусту.

Читать еще:  Как выращивать цветную капусту из семян в домашних условиях?

У восточных славян было развито домашнее скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, домашнюю птицу. Вспомогательную роль в хозяйстве играли бортничество (сбор меда диких пчел), охота, рыболовство.

Славяне жили общинами, которые назывались «миром», или «вервью». Ко времени образования древнерусского государства соседская община вытеснила родовую. В пользовании «мира» продолжали находиться обрабатываемые земли, леса, водоемы, луга, выгоны, пустоши. Пашенные земли были поделены между семьями, входившими в общину.

Важным фактором хозяйственной и общественной жизни было появление у восточных славян примерно с VIII в. городищ – прообразов будущих городов. Они становились центрами племенных союзов, где формировалась княжеская власть. Древнейшими из известных славянских городов были Киев, Новгород, Чернигов, Псков, Изборск, Старая Ладога, Гнездово (в 12 км от нынешнего Смоленска). Развитие городов было связано с расширением ремесленного производства. Далеко за пределами славянских земель были известны изделия оружейников, бронников, ткачей. Высокохудожественными были произведения древних ювелиров. Неизменным успехом пользовалась продукция гончаров, стеклодувов и бондарей.

С возникновением городов меняется характер ремесленного производства, которое все больше ориентируется не на частный заказ, а на рынок. У древних славян ремесла развивались как в городах, так и в сельской местности.

В VI–VIII вв. славяне находились на стадии разложения родоплеменного строя и формирования государственности. Повсеместное распространение земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Усиливаются процессы социальной дифференциации, основанной на имущественном неравенстве. Из массы свободных общинников, которых называли «люди», выделяется привилегированный слой – «мужи». К ним относились главы патриархальных семей, родовые старейшины, военно-служилая знать. В условиях частых набегов иноплеменников восточные славяне создавали вооруженные отряды – дружины, главной задачей которых была защита племен от внешних врагов. Постепенно к дружине переходят и другие функции, в том числе управление и сбор дани.

Во главе дружины стоял князь. Первоначально эта должность была выборной. Власть князя была еще во многом номинальной, большую роль играло вече – собрание глав семей, домохозяев. Младшие члены семейств, работники в вече не участвовали. По мере развития славянского общества князь, опираясь на дружину, сосредоточивал в своих руках все большую власть, постепенно становившуюся наследственной. Такая система правления носит название военной демократии и предшествует формированию государственной системы.

Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий позволяют воссоздать сложную систему религиозных верований восточных славян.

Славяне были язычниками. Главным божеством был Перун – бог молнии, грозы, войны и оружия. Богом неба, или небесного огня, являлся Сварог. Его сыновья – Сварожичи считались божествами солнца и огня. Особое место в языческом пантеоне занимал бог солнца – покровитель земледельцев. У разных племен он назывался по – разному: Дажьбог, Хорос (Хорс), Ярило. Обожествлялись месяц и звезды, состоявшие с солнцем в «родственных» отношениях.

Бог Волос (Велес) считался покровителем скота. Бога ветра и повелителя бурь звали Стрибогом. Богиня воды, водной глади, рек, озер, ручьев и прудов по имени Мокошь помогала ткачам (в ткацком деле нельзя обойтись без проточной воды для вымачивания льна). Позже к Мокоши обращались во всех случаях семейных и домашних неурядиц, и таким образом Мокошь стала покровительницей женщин, олицетворением женского начала.

Славяне верили в добрых и злых духов. Добрые духи помогали людям во всех начинаниях и назывались берегинями. Злые духи именовались злыднями. Вечная борьба доброго и злого начал с точки зрения древних славян и составляла источник развития мира.

Для верований славян характерен антропоморфизм – очеловечивание явлений природы. Река представлялась нашим предкам в образе женщины, гора – богатыря. Каждое дерево, каждый камень считались не только живыми, но и наделенными индивидуальным характером. У славян не было недостатка в существах, обладавших материальной силой. Согласно представлениям, в воде жил водяной, в лесу – леший и лесовик со своей семьей, в болоте – багник (от диалектного слова «багно» – болото). Славянские русалки от Троицы до Петрова дня жили не в воде, а в лесу, в кронах деревьев (у А. С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила»: «русалка на ветвях сидит»).

Культовые ритуалы славяне совершали в святилищах, носивших названия капищ. Они располагались обычно на вершинах холмов или небольших полянах в лесной болотистой местности и представляли собой ровную площадку округлой формы. В центре находился деревянный идол, рядом жертвенник. Восточные славяне-язычники приносили в жертву богам животных, зерно, различные подарки. Возле изображений языческих богов происходили гадания, ритуальные жребии, давались клятвы.

Славяне обожествляли не только явления природы, но и умерших предков. Они верили в Рода и Рожаниц. Некоторые исследователи считают, что Род в древности был верховным божеством у славян, покровителем всех кровных родственников и каждого родича. Рожаницы опекали дом.

Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Занятия восточных славян — кратко

В предложенной статье кратко и доступно излагается основная информация по теме «Занятия восточных славян», которая будет полезна школьникам.

Земледелие

Главным занятием восточных славян, как не сложно догадаться, являлось земледелие. Они выращивали такие зерновые культуры, как рожь пшеницу, ячмень. В местах расселения славян археологи также нашли остатки некоторых огородных культур, например, свёклы, капусты, моркови. Очень широко была распространена репа.

В северных и южных регионах способы возделывания земли были разные. На севере (в лесной зоне) получило распространение подсечно-огневое земледелие. Когда люди приходили на новое место, они вырубали деревья либо подрезали на них кору. Через год высохшие остатки сжигались там же. Зола хорошо удобряла почву. Такой участок давал высокий урожай в течение двух-трёх лет, после чего приходилось искать новое место. В южных лесостепных районах основным способом земледелия был перелог. Чернозёмные почвы юга позволяли без сложностей переходить на новый участок после истощения прежнего.

Скотоводство

Большое значение для славян также имело скотоводство. Славянские племена занимались разведением свиней, коров, мелкого рогатого скота. Это обеспечивало людей мясными и молочными продуктами, шерстью и кожей. Волы (кастрированные самцы крупного рогатого скота) и лошади использовались как тягловые животные для работы на пашне.

Бортничество

Бортевое пчеловодство, или бортничество, — самая древняя форма пчеловодства, которая существовала задолго до распространения пасечного пчеловодства на Руси. Мёд добывался из деревьев, в дуплах которых обитали пчёлы. При этом само дупло («борть») могло образоваться в дупле как естественным путём, так и искусственным, то есть с помощью человека.

Охота и рыболовство

Охотились славяне в основном на тех животных, чей мех высоко ценился. Это белка, куница, соболь, горностай, лиса. Рыболовство не играло ключевую роль в хозяйстве Древней Руси. Тем не менее рыба присутствовала в рационе людей, живущих у рек. Ловилась она в основном сетями или гарпунами.

У восточных славян были хорошо развиты кузнечное, гончарное (изготовление посуды из глины), ткацкое, ювелирное ремёсла. Ремесленники селились в городах, в части города, называемой посадом. Отдельные районы, которые населялись людьми, занимающимися одним и тем же ремеслом, назывались слободами.

Города являлись центрами не только ремесла, но и торговли. На экспорт шли такие товары, как мёд, воск, пушнина (выделанные шкуры животных с ценным мехом). Продавались невольники; кольчуги, изделия из серебра и янтаря, льняные ткани. В Древнюю Русь ввозились металлы, оружие, краски. Ключевые крупные города строились на международных торговых путях. Важнейшим из них был путь «из варяг в греки», который брал начало в Варяжском, то есть Балтийском, море, вёл по реке Неве в Ладожское озеро и затем по реке Волхов к озеру Ильмень. После сплава по реке Ловать, которая вытекает из озера Ильмень, необходимо было преодолеть сухопутный участок. После чего оставалось только пройти по Днепру, который впадает в Чёрное море.

Восточные славяне были язычниками, то есть верили во множество богов, поклонялись силам природы и духам умерших. Язычество отражает быт славян. Наиболее известны следующие боги: Род – бог земли, Перун – покровитель князя и дружины, бог грома и молнии, Велес (Волос) – покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) – богиня изобилия, Ярило – бог весны. В южных землях богом солнца был Хорс, в северных – Даждьбог. Но одного четко определенного пантеона не существовало, поэтому один и тот же бог в разных регионах мог осуществлять разные функции. В любом случае, данные по этому вопросу противоречивы. Языческий культ отправлялся волхвами и кудесниками в специальных местах – капищах. Там они совершали жертвоприношения – требы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector